Crowdsourcing.ru  Нас уже 0 человек

NEW! Беплатные консультации. Помощь в подготовке и проведении Краудфандинговых проектов. Подробнее.

Сервис Статистики и продвижения краудфандинговых проектов CrowdfundingPR

Успешный краудсорсинг в России

АВТОРСКОЕ

Инновация отличает лидера от последователя.“

Стив Джобс, американский предприниматель, визионер, изобретатель

 

Портал crowdsourcing начинает серию аналитических статей, посвященных итогам внедрения краудсорсинговых и краудфандинговых технологий в России за прошедшие 5 лет.

В этой статье мы обратимся к опыту самых крупных российских компаний, которые так или иначе использовали краудсорсинг.

Отметим, что в данном контексте краудсорсинг - это процесс решения поставленных задач компании широким кругом участников (будь то сотрудники или клиенты) с использованием информационных технологий. Как отметил Джефф Хау, предложивший это понятие, компания при краудсорсинге переносит функции, которые раньше возлагались на профильных сотрудников, аутсорсинговые предприятия и поставщиков, на большое количество людей в формате открытого запроса.

Исследования показывают, что на сегодня потеря рабочего времени сотрудников в социальных сетях достигает колоссальных цифр — вплоть до нескольких процентов ВВП ежегодно. Социальные сети мешают бизнесу, но можно повернуть этот эффект во благо компании. Люди хотят делать больше и готовы выходить за рамки своих прямых обязанностей, думать и улучшать процессы, которые их окружают. Им лишь нужно дать такую возможность и обеспечить процесс работы с их идеями. Сегодня, в эпоху компьютерных сетей, когда у каждого дома, в дороге, на работе есть доступ к интернету и данным, компания может объединять тысячи людей, ставить перед ними задачи и, дав правильный инструмент, получать решения в разы эффективнее, чем принимаемые менеджментом единолично.

Неудивительно, что те, кто отнесся к краудсорсингу серьезно и начал внедрять его 3-5 лет назад, на сегодняшний день серьезно выбились вперед в отношении внедрения инноваций. И таким лидером на отечественном рынке, безусловно, стал «Сбербанк России».

За прошедшие годы Сбербанк развернул крупную платформу для разработки и принятия решений, а также определения потенциала персонала . В проекты вовлекаются сотрудники Сбербанка по всей России, которые решают не только локальные задачи своих департаментов, но и общебанковские - по улучшению процессов, по масштабированию положительного опыта и подобных. В итоге банку удалось не только вовлечь почти половину всех сотрудников, но и показать приличную эффективность, которая составляет, судя по открытой информации, несколько миллиардов рублей ежегодно.

В качестве мотивирования сотрудников использовались как материальные призы, так и элементы нематериального награждения: приглашение на тематические конференции, организуемые Сбербанком; обучение участников; виртуальные награды, зачисляемые в личные профили сотрудников.

В Сбербанке до сих пор расширяют сферу применения крудсорсинговых технологий. По убеждению Германа Грефа, краудсорсинг может справиться с задачами любого уровня сложности с использованием мудрости миллионов людей.

Другим примером использования краудсорсинга является компания Госкорпорация «Росатом», которая уже в течение 5 лет проводит ежегодный краудсорсинговый конкурс по решению своих задач методом «открытых инноваций» с привлечением молодых инженером, студентов и исследователей со всей России. От года к году тематика и формат конкурсов меняются, но по информации компании реализации достойно порядка десяти проектов ежегодно.

При этом самое главное, на что делает ставку Росатом, это даже не внедрение самих проектов, а те команды, которые их представляют. Ведь формат такого краудсорсинга позволяет эффективно оценивать участников и отбирать из них тех, кто действительно может в дальнейшем составить ценность для компании. В итоге в дополнение к лучшим проектам краудсорсинг помогает компании формировать кадровый резерв, а зачастую – трудоустраивать участников.

В отличие от предыдущих примеров «Альфа-банк» использует только идеи, приходящие от клиентов компании. В рамках проекта «Альфа-идея» клиенты могли в свободном режиме подавать, а также помогать отсеивать предложения по широкому спектру направлений, актуальных для банка. В дальнейшем идеи маршрутизировались на соответствующие подразделения банка, где их рассматривали эксперты направлений. Судя по имеющейся статистике, банк сумел собрать несколько тысяч идей, правда, ресурс клиентов был использован в большей степени для сбора идей, и в минимальной – для отбора идей и их доработки. Процент идей, которые были внедрены, при этом составлял порядка 2%.

К сожалению, еще не все крупные отечественные компании распознали потенциал применения краудсорсинга. О компании «Аэрофлот» известно, что она еще в 2015 году обращалась к технологиям работы с идеями и провела несколько успешных проектов «Полет Мысли» по совершенствованию услуг авиакомпании в открытом формате, сумев привлечь более 10 тысяч пассажиров и собрать несколько десятков тысяч предложений, из которых отобрала 300, что само по себе по тем временам могло составить конкуренцию даже «Сбербанку» по масштабу и вовлеченности. Однако, после такого эффектного старта следы работы с идеями как в открытом, так и во внутрикорпоративном формате в «Аэрофлоте» теряются. Возможно, это связано с ужесточением корпоративной политики и смене приоритетов не в пользу инновационного развития, о чем было много публикаций в СМИ. Как бы там ни было, за рубежом авиакомпании являются одними из главных пользователей технологий краудсорсинга и управления идеями, так как область отличается высокой конкуренцией и близостью к клиентам – идеальная ситуация для использования крауд-технологий.

Краудсорсинг и управление инновациями в компании - это тренд, который зародился не в нашей стране, но был подхвачен на отечественном рынке. Мы явно не в конце пути, но определенные шаги сделаны, опыт получен. Переосмысление этого опыта дает возможность развиваться и двигаться вперед. Все больше компаний знают о технологиях крауда и стараются применить их в своей деятельности, ведь получать на постоянной основе практически бесплатный источник развития крайне заманчивая перспектива. При этом пример Сбербанка показывает, что грамотный и серьезный подход к такой работе на постоянной основе позволяет компании добиваться существенных финансовых результатов, а не просто пиариться на этой теме.

В следующих статьях мы продолжим обзор опыта отечественного краудсорсинга, не обойдя вниманием проекты в государственной и муниципальной сфере.

( 0 / 0 )

Оценивать могут только зарегистрированные пользователи

Все виды услуг по Краудфандингу, Краудсорсингу и Краудинвестингу. Консультации, подготовка и проведение Краудфандинговых проектов. Оставьте заявку и мы с Вами свяжемся в течение часа!

Вы можете первым прокомментировать этот материал