Crowdsourcing.ru  Нас уже 0 человек

NEW! Беплатные консультации. Помощь в подготовке и проведении Краудфандинговых проектов. Подробнее.

Сервис Статистики и продвижения краудфандинговых проектов CrowdfundingPR

Антон Носик: «Лучше Краудфандить на хороший бизнес, чем на плохой!»

АВТОРСКОЕ

Не нуждающийся в специальном представлении Антон Борисович Носик в рамках Украинского форума интернет деятелей iForum-2014 выступил с докладом "Краудфандинг и Краудсорсинг" и поделился рядом с одной стороны ценных, а с другой противоречивых взглядов на индустрию коллективного финансирования.

Несмотря на проведение мероприятия на украинской земле Антон Носик сразу предупредил, что программа версталась до эскалации напряженности между Россией и Украиной и поэтому его выступление не будет касаться политических вопросов.

Свой доклад Антон Борисович начал с того, что индустрия Краудфандинга стремительно развивается и растет семимильными шагами. При этом темпы были оценены в 200 с лишним процентов в год. Тогда как в реальности рынок растет примерно на 90% ($2,7 млрд. в 2012 году и $5,1 млрд. в 2013), что, конечно, тоже немало.

По мнению Носика, актуальность Краудфандинга для России и Украины во многом объясняется оттоком инвестиций, который мы наблюдаем в настоящее время Краудфандинг же никуда не денется, потому что крауд везде. Он не ограничен какой-то одной территорией или экономической обстановкой в стране. А активность крупных инвесторов во многом зависит от микроклимата.

Наряду с классическим Краудфандингом в мире также распространен краудлендинг (народное кредитование) и краудинвестинг. Антон Борисович очень правильно отметил, что успех, да и сама возможность появления более продвинутых форм коллективного финансирования возможна только в странах, которые приняли соответствующие законы. Правда данный тезис известный блоггер по какой-то загадочной причине проиллюстрировал ситуацией в Финляндии, Франции и Австралии. При том, что как раз в этих странах нужные и очень ожидаемые законы еще не приняли (примечание редакции: во Франции принятие закона ожидается летом текущего года). Тогда как, например, в Италии и Новой Зеландии они активно применяются, а Великобритания уже много лет как впереди планеты всей в данном вопросе. Плюс нельзя забывать о Нидерландах и Швеции, где специальных законов хоть и не существует, однако краудинвестинг крайне популярен.

Справедливости ради следует отметить, что Антон очень профессионально обрисовал ситацию в США, где лишь две части закона Jobs Act вступили в силу, а самая главная третья, которая и должна открыть доступ к финансированию стартапов всем желающим, находится пока в стадии обсуждения в SEC.

В случае с Россией и Украиной ситуация плачевная. У нас нет ни законов, ни желания их принимать. Вся надежда только на краудфандинговое лобби. 

Переходя от сложных моделей Краудфандинга к классическим, Антон Носик выделил два самых крупных краудфандинговых проекта в России - это кампания Навального на выборах мэра Москвы (собрано 104 млн. руб), и благотворительная платформа Помоги.орг, собравшая за 6 лет $10 млн. При этом Антон отмечает, что прямой сбор средств в России более эффективен, чем сборы через платформы (примечание редакции: Помоги.орг - это как раз платформа, что несколько расходится с логикой). По мнению Носика, это объясняется более высоким уровнем доверия в случае прямых сборов (львиная доля сборов на помоги.орг была инициирована призывами Антон в своем ЖЖ). Однако с развитием индустрии тренд будет неизбежно смещаться в сторону посредников.

Без внимания не остались и две крупнейшие Российские краудфандинговые платформы: Planeta.ru и Boomstarter. Они были изучены в сравнении со своими американскими аналогами: Kickstarter и Indiegogo.

В отношении Кикстартера Антон Борисович привел очень любопытную статистику, хоть и немного неправильно ее интерпретировал. Заключается она в том, что, если проект собрал хотя бы 20% от заявленной суммы, то в 80% случаев оставшуюся часть он успешно дособирал (не вне Кикстартаре, как сказал Носик, а как раз на нем). Если же проект собрал 60% от суммы, то с вероятностью 98% вся требуемая сумма будет собрана успешно. Эти данные еще раз доказывают необходимость достижения проектом отметки в 20%, а лучше 30%, чтобы повысить свои шансы на успешные сборы. Причем сделать это желательно в первые 48 часов проведения кампании.

В своем докладе Антон Борисович не обошел вниманием использование Краудфандинга как полноценной e-commerce площадки, а также в качестве маркетингового инструмента, что по сути одно и тоже. Ведь, собирая деньги на предзаказы, проекты одновременно тестируют спрос на новый продукт.

В докладе было очень верно отмечено, что на данный момент крупнейшим по сборам проектом являются часы Pebble и что эта кампания стала драйвером для появления аналогичных гаджетов, буквально заполонивших рынок. Правда сумма сборов на проект часов Pebble была почему-то указана в $2 млн., тогда как на самом деле она равнялась $10,2 млн.

Антон высказал мнение, что нет никакой принципиальной разницы между Краудсорсингом и Краудфандингом (редакция Crowdsourcing.ru полностью согласна с Антоном Борисовичем). Отличие только в том, что в случае с Краудфандингом люди помогают деньгами, а при Краудсорсинге нефинансовыми ресурсами.

В конце доклад перешел к дискуссии на тему того, реально ли выжить телевидению только с помощью Краудфандинга и какая модель более жизнеспособна в современных реалиях.

В целом складывалось впечатление, что Антон Борисович говорит вроде все правильно, но в деталях немного не ориентируется. Плюс цифры выдавались зачастую очень приблизительные. Впрочем тут нет ничего удивительного. Индустрия Краудфандинга очень многогранна и требует бережного и тщательного изучения, а также ежедневного мониторинга.

Свой доклад Антон Носик закончил поучительной фразой: «Лучше Краудфандить на хороший бизнес, чем на плохой!»

Полную видеозапись его выступления можно посмотреть ниже:

( 0 / 0 )

Оценивать могут только зарегистрированные пользователи

Все виды услуг по Краудфандингу, Краудсорсингу и Краудинвестингу. Консультации, подготовка и проведение Краудфандинговых проектов. Оставьте заявку и мы с Вами свяжемся в течение часа!

Вы можете первым прокомментировать этот материал