Crowdsourcing.ru  Нас уже 0 человек

NEW! Беплатные консультации. Помощь в подготовке и проведении Краудфандинговых проектов. Подробнее.

Сервис Статистики и продвижения краудфандинговых проектов CrowdfundingPR

Witology на площадке Краудсорсинга запустило новый портал Инвестклимат.рф

АВТОРСКОЕ

Близится к завершению год с момента разработки  Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». Напомним, что ее разработка явилась плодом Национальной предпринимательской инициативой, призванной улучшить условия бизнес - деятельности в стране. И хотя ФТС постаралась внести свою лепту в разработку карты, максимально приблизив ее внутреннее содержание к своим собственным перспективным планам, реализация первых же ее пунктов выявила ряд проблем.  

 

Нечеткость формулировок пунктов ДК, а особенно в части описания ожидаемого результата, позволили чиновникам формально отчитаться перед Правительством в выполнении некоторых мероприятий, оставив бизнес, рассчитывавший на несколько другой подход, в полном недоумении.

Встал вопрос контроля исполнения со стороны бизнеса. В начале этого года Правительство утвердило методики мониторинга Дорожных карт и ввело для руководителей служб и ведомств персональные показатели эффективности деятельности по созданию условий для ведения бизнеса. ФТС подсуетилась и в феврале издала приказ, которым утвердила свои методики расчета определения значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителя Федеральной таможенной службы по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

Основная проблема всех методик – в их, мягко говоря, субъективности.  90% цифровой информации может дать только ФТС, т.е. само контролируемое лицо. Что-что, а выдавать нужные цифры чиновники умеют, о чем на страницах нашего сайта мы неоднократно рассказывали.

Итак, мониторинг предлагается осуществлять на трех уровнях. ФТС должна принимать нормативные акты по своей компетенции, направленные на реализацию мероприятий Дорожной карты. Рабочая группа (состав рабочей группы можно посмотреть, пройдя по ссылке) призвана оценивать соответствие этих НПА мероприятиям ДК. А оценку их эффективности давать бизнес-сообщество.   «Эффективность дорожных карт НПИ будут оценивать сами предприниматели»,- буквально позавчера заявил министр экономического развития А.Р. Белоусов.

И вот тут-то главная беда. А кто эти предприниматели?  Ответ дает сам Андрей Рэмович: «С самого начала предполагалось, что представители деловых ассоциаций в лице «Клуба лидеров», а также ТПП, РСПП, «Деловой России» и «Опоры России» будут привлечены к мониторингу исполнения разработанных дорожных карт». Нисколько не пытаясь подвергнуть сомнению компетентность и профессионализм членов перечисленных и уважаемых организаций, тем не менее, бросим взгляд на них с таможенной стороны.

«Клуб лидеров» представлен всего двумя персоналиями: Михаилом Розенфельдом (генеральный директор ООО «НовоТранс Юг») и Алексеем Агафоновым (генеральный директор таможенного терминала «Северная Звезда» в Коломне). Предприниматели участвуют во всех мероприятиях, проводимых Клубом лидеров по таможне. Руководством ФТС спущена директива нижестоящим таможенным органам по оказанию содействия этим персонам, в обмен на создание ими положительного образа российской таможни.

«Деловая Россия»  имеет комитет по ВЭД и таможенному регулированию. В состав входит группа, возглавляет которую вице-президент В.Сурвилло, он же руководитель рабочей группы. В то же время в структуре существует отраслевое отделение по таможенному делу, под руководством С.Молоканова, частого гостя на всевозможных протокольных мероприятиях. Плюс к этому структурно в ДР входят региональные отделения, представляющие собой разношерстную массу представителей бизнеса, в состав которых, впрочем, также входят бизнесмены, представляющие транспортно-логистический бизнес (по Санкт-Петербургу, например, Д.Красильников и А.Ямалов).  Судя по размаху, потенциал у организации есть, но, по ощущениям, все они действуют автономно, без какой-то консолидированной позиции.

Похожая ситуация в ТПП, РСПП и Опоре России. Во всех организациях есть комитеты, связанные так или иначе с таможнями, в состав организаций входят участники ВЭД и околотаможенный бизнес, но главная их беда - отсутствие объединяющего начала, координации действий и активности по практическим вопросам мониторинга. В качестве экспертов они используют одних и тех же лиц, поэтому по основным позициям мнения, как правило, совпадают.

Выступая на этой неделе на заседании координационного совета в Госдуме , эксперт рабочей группы М.Лякишева заявила: "Работая над дорожной картой  "Совершенствование таможенного администрирования", мы пришли к выводу, что у общества,  у экспертов и бизнеса  нет информации о прохождении грузов через таможенные процедуры в целом. Системы независимого мониторинга нет. А цифры,  приводимые ФТС,  бизнес расценивает неоднозначно. Как государство может оценивать эффективность деятельности ФТС, не имея инструмента для этой оценки?"

Одна из главных причин – пассивность бизнес-структур. Убежден, что большинство участников рынка слышали о дорожной карте лишь понаслышке, не знают деталей и не готовы участвовать в отслеживании ситуации вокруг нее. Особенность околотаможенного бизнеса – нежелание высовываться и открыто выражать свое мнение, получая взамен определенную долю лояльности со стороны чиновников. Как известно, «своя рубашка ближе к телу». Это при том, по оценкам самой ФТС, количество недовольных таможней участников ВЭД в два раза превосходит количество довольных.

Пару недель назад АСИ через своего партнера Witology на уже отработанной площадке краудсорсинга запустило новый портал Инвестклимат.рф, призванный увеличить количество активистов, пожелавших оценивать ситуацию с Дорожными картами. Зарегистрироваться на нем, по-видимому, может любой желающий. На данный момент на площадке зарегистрировано больше 700 человек. Однако активность проявляют на порядок меньше, а среди конкретно специалистов по таможенным вопросам  - на два.

Почему? На мой взгляд, не решены две задачи: сбора пула людей, обладающих нужной для мониторинга информацией и, во-вторых, удержания их на площадке. Складывается такое ощущение, что организаторы не заинтересованы в получении объективной картины, складывающейся вокруг дорожных карт. 

Очевидно, что необходимо формирование специализированных (для каждой карты отдельно) площадок для мониторинга, неких общественных панелей, предусматривающих возможность свободного выражения мнения по обозначенным в дорожных картах вопросам, как со стороны экспертов (включая и чиновников), так и краудсорсеров из общественности. Такое предложение уже прозвучало на площадке. Но будет ли оно услышано?   


( 0 / 0 )

Оценивать могут только зарегистрированные пользователи

Все виды услуг по Краудфандингу, Краудсорсингу и Краудинвестингу. Консультации, подготовка и проведение Краудфандинговых проектов. Оставьте заявку и мы с Вами свяжемся в течение часа!

Вы можете первым прокомментировать этот материал